2 июня, 2020

Противослияние

Решением о ликвидации НИИННП «МАСМА» Минэнергоугля в очередной раз доказало свою некомпетентность.

17 февраля 2016 г. Министерство энергетики и угольной промышленности Украины издало приказ №91, согласно которому должна быть проведена реорганизации ГП «Научно-исследовательский институт нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности «МАСМА» (НИИННП «МАСМА»).

минугляСогласно документу, реорганизация предприятия будет проведена путем его присоединения к государственному предприятию «Орган по сертификации нефтепродуктов и систем качества «МАСМА-СЕПРО» (ОС «МАСМА-СЕПРО») на правах структурного подразделения. В приказе отмечено также, что ОС «МАСМА-СЕПРО» является правопреемником всех прав и обязанностей НИИННП «МАСМА». То есть «МАСМА-СЕПРО» становится разработчиком и производителем (поставщиком) автомобильного бензина, дизельного топлива, добавок и присадок к ним (одна из функций НИИННП «МАСМА»).

В то же время, приказом Министерства экономического развития от 11.07.2014 №800 ОС «МАСМА-СЕПРО» назначен органом оценки соответствия топлива Техническому регламенту, а согласно украинскому законодательству, орган по оценке соответствия не может идентифицироваться как разработчик, производитель (поставщик), монтажник или пользователь соответствующей продукции, процесса, услуги или как уполномоченный представитель одного из таких лиц. Таким образом, юридически ОС «МАСМА-СЕПРО» не имеет права осуществлять деятельность по оценке соответствия топлива требованиям Технического регламента.

 Справка:

ГП «Научно-исследовательский институт нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности «МАСМА» основан в 2013 г. и является правопреемником ликвидированного ГП «Украинский научно-исследовательский институт нефтеперерабатывающей промышленности «МАСМА» (основан в 1958 г.). Предприятие занимается разработкой и выдачей технических условий на топливо, проверкой качества нефтепродуктов, а также производством всех видов пластичных смазок, которые могут использоваться в любых узлах трения машин и механизмов.

В Ассоциации «Объединение операторов рынка нефтепродуктов Украины» констатируют, что реализация приказа Мин­энергоугля Украины №91 сводит на нет легитимность полномочий ОС «МАСМА-СЕПРО» как органа по оценке соответствия топлива требованиям Технического регламента.

Удивлен решением Минэнергоуля и коллектив ГП НИИННП «МАСМА». По его мнению, весьма странно, что приказ о реорганизации научно-исследовательского института касается не старого предприятия, а новой «МАСМЫ» которая была создана в конце 2013 г.

В связи с этим на общем собрании коллектива было решено направить в Минэнергоугля письмо с просьбой о более детальном рассмотрении вопроса о реорганизации.

Вместе с тем, две недели назад, как отметил директор института «МАСМА» Алексей Пшеничка, действительно шли консультации с Минэнергоугля относительно присоединения как раз к ГП «НИИННП «МАСМА» государственного предприятия ОС «МАСМА-СЕПРО». Однако было принято решение о том, что полномочия и функции предприятий различны и в объединении этих структур нет никакой нужды.

 Справка:

Государственное предприятие «Орган сертификации нефтепродуктов и систем качества «МАСМА-СЕПРО» было основано в 2000 г. на базе Украинского научно-исследовательского института нефтепереработки «МАСМА». ГП «ОС «МАСМА-СЕПРО» – орган сертификации нефтепродуктов при Министерстве энергетики и угольной промышленности Украины. Предприятие уполномочено и назначено Госпотребстандартом Украины на проведение работ по сертификации продукции в системе УкрСЕПРО.

По словам директора специальных проектов НТЦ «Психея» Геннадия Рябцева, институт «МАСМА» – это мощная научная организация, разрабатывающая рецептуры по топливу и маслам, в том числе для Министерства обороны Украины и государственного департамента по чрезвычайным ситуациям.

«Несмотря на то, что предприятие успешно прошло аудит, было принято решение о присоединении института к ГП «МАСМА-СЕПРО», которое выполняет совсем другие функции», – возмутился эксперт.

Он считает, что существует подозрение, будто реорганизация задумана с целью использовать в своих целях площади, на которых расположен научно-исследовательский институт.

Эксперт уверен, что если НИИННП «МАСМА» будет реорганизован, то в государстве не будет арбитра, который бы определял характеристики топлива, которое сейчас реализуются на украинском рынке. Не будет исследовательской базы для разработки новых смазочных материалов, в том числе для Минобороны. Не будет научной базы для разработок в области нефтеперерабатывающей промышленности, нефтяного рынка. Не будет возможности для подготовки национальных стандартов и методов испытаний топлива в соответствии с Соглашением об ассоциации с Евросоюзом, для подготовки характеристик горюче-смазочных материалов и соответствующих методик их проверок. Кроме того, не будет возможности давать рекомендации, инструкции по решению тех проблем, которые существуют на рынке.

«Попытки ликвидации путем реорганизации осуществлялись еще во времена «преступной» власти, даже во времена ее «попередників», однако тогда этого не произошло, а вот сейчас одним росчерком пера, безосновательно этот институт ликвидируют. Это еще одно подтверждение тому, что чем менее образованным является министр, чем меньше он разбирается в ситуации, тем легче его использовать в своих целях. Кто принимает такое решение, не учитывает того, чем занимается то или иное государственное предприятие», – резюмирует Г. Рябцев.

Со своей стороны, Минэнергоугля объяснило свое решение таким образом: целью приказа №91 является создание единого предприятия, сочетающего в себе функции современной лаборатории по оценке качества топлива, исследовательского научного центра в области нефтепереработки и нефтехимии и центра адаптации украинских стандартов к общеевропейским.

В профильном министерстве напомнили, что ранее вопросом сертификации качества нефтепродуктов и соответствующими исследованиями в отрасли занималось также третье предприятие с похожим названием: лаборатория «УкрНИИПНН «МАСМА», которое было разорено предыдущим руководством.

По мнению чиновников, разобщенность усилий государственных учреждений и предприятий привели к непрозрачности в работе сектора: «Именно поэтому происходит процесс создания одного, ответственного органа, работа которого будет максимально подотчетной общественности, и который сможет отслеживать качество топлива на автозаправках и осуществлять сертификацию нефтепродуктов».

Также сообщается, что в соответствии с действующим законодательством Украины, мероприятия по реорганизации будут проходить в несколько этапов. Запланировано провести инвентаризацию активов, проверку имеющейся кредиторской и дебиторской задолженности и независимую оценку имущества предприятия. Составление передаточного акта по результатам указанных мероприятий планируется завершить до 1 мая 2016 г.

«После завершения процедур реорганизации к функциям обновленного предприятия, кроме оценки качества нефтепродуктов и исследований в сфере нефтепереработки и нефтехимии, добавится также научно-исследовательская деятельность по адаптации законодательства Украины к законодательству Европейского Союза. Предприятие сможет работать над созданием системы регулирования в соответствии с европейскими и международными требованиями, обеспечением реализации единой технической политики в сфере производства, поставки и применения альтернативных видов топлива с повышенным содержанием биокомпонентов, а также будет способствовать внедрению международных и европейских стандартов на методы испытания альтернативных видов топлива в Украине, освоению современных европейских приборов», – пояснили в Мин­энергоугля Украины.

«Терминал» попытался связаться с ОС «МАСМА-СЕПРО», однако представитель предприятия в грубой форме отказался представиться и выразить свою позицию по поднятой проблеме. Он посоветовал нашим журналистам обратиться к Мин­энергоугля и руководителю ГП НИИННП «МАСМА» А. Пшеничке.

Как видим, в решениях энергетического ведомства есть множество спорных и подозрительных моментов. Однако наиболее вопиюще то, что орган государственной власти не знаком с украинским законодательством, ведь приказ Мин­энергоугля Украины противоречит украинскому законодательству. О каких конструктивных решениях может в таком случае идти речь?

Добавить комментарий